С 29 мая 2024 года по 19 июня 2024 года - заезд первой смены детей на отдых и оздоровление из г.Краснодар в МБУ "Комплексный спортивно-оздоровительный центр"Ольгинка".
Программа профильной смены "Академия личностного и интеллектуального роста "АЛИР-2024" разработана для победителей, призеров олимпиад и активных участников научно-практических конференций в МБУ КСОЦ "Ольгинка".
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Малая академия» муниципального образования город Краснодар
Программа профильной смены
«Академия личностного и интеллектуального роста»
«АЛИР-2024»
для победителей, призеров олимпиад и активных участников научно-практических конференций
в МБУ «Комплексный спортивно-оздоровительный центр «Ольгинка»
Срок реализации программы: |
29.05.2024-19.06.2024 |
Возраст детей: |
12-15 лет |
Составитель программы: |
Самойленко Мария Владимировна, заместитель директора |
2024
Содержание
Механизм реализации программы8
Этапы реализации программы «АЛИР»11
Диагностика и результативность13
Потенциал развития программы15
Список используемой литературы19
Литература для обеспечения программы20
1. |
Полное название программы |
«Академия личностного и интеллектуального роста» («АЛИР») для победителей и активных участников олимпиад и научно-практических конференций в МБУ «Комплексный спортивно-оздоровительный центр «Ольгинка» (Программа предназначена для работы с одарёнными детьми) |
2. |
Цель программы |
создание дополнительных условий для раскрытия и реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей, их личностного самовыражения в условиях летнего оздоровительного отдыха |
3. |
Направление деятельности |
Развитие интеллектуально-творческих способностей школьников |
4. |
Автор программы (ФИО, должность) |
Самойленко Мария Владимировна, заместитель директора МУ ДО «Малая академия», 8-918-471-91-39 |
5. |
Муниципальная образовательная организация, представившая программу |
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Малая академия» муниципального образования город Краснодар Директор - Оробец Алексей Александрович |
6. |
Адрес, телефон |
350000, город Краснодар, ул. Красноармейская, д.61/ул. Чапаева, д. 85/1, т. 8 (861) 259-45-03 |
7. |
Место реализации |
Краснодарский край, п. Ольгинка, ул. Приморская, 22-а Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования город Краснодар «Комплексный спортивно-оздоровительный центр «Ольгинка» |
8. |
Количество учащихся |
50 человек |
9. |
Возраст учащихся |
От 12 лет до 15 лет |
10. |
Сроки реализации |
29.05.2024-19.06.2024 |
11. |
Перечень подпрограмм |
Программы краткосрочных дополнительных образовательных программ по направлениям филологические, физико-математические, общественные и естественные науки и социально-психологический тренинг |
Пояснительная записка
Разработка программы летней профильной смены «Академия личностного и интеллектуального роста» («АЛИР») обусловлена необходимостью создания среды, способствующей раскрытию личностного потенциала одарённых детей. Президент РФ В.В. Путин на заседании Президиума Государственного совета отметил: «образование, его развитие, совершенствование – это вопросы общенациональной повестки, один из ключевых государственных приоритетов. Они крайне важны для всего нашего общества, для каждой семьи, каждого человека. Нужно стремиться к тому, чтобы во всех школах страны создавались условия для раскрытия способностей и талантов ребят, для укрепления их духовных и физических сил».
В ходе реализации программы учитываются интересы, склонности и способности, одарённых учащихся города Краснодара, создаются условия для сочетания летнего отдыха и творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, а также личностного роста.
Одарённость – это системно развивающееся в течение жизни качество психики (высшей нервной деятельности), которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных по сравнению с другими людьми) результатов деятельности.
Педагоги и психологи к одарённым детям относят:
- школьников с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели;
- школьников с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к неречевым проявлениям чувств окружающими, иногда с асоциальным поведением;
- школьников, не достигающих по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающих яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.
Актуальной проблемой в современной педагогической науке и образовательной практике в условиях модернизации российской системы образования является развитие системы работы с одарёнными учащимися. По мнению Президента РФ В.В. Путина, «необходимо формировать образовательную среду, в которой дети могли бы заинтересоваться творчеством и проявить себя, развивать свои способности». Это определяет необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной и экономической базы.
Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение одаренных детей в образовательном процессе является одной из приоритетных задач муниципального учреждения дополнительного образования «Малая академия» муниципального образования город Краснодар. Образовательный процесс в данном учреждении регламентирован программой, направленной на выстраивание индивидуального образовательного маршрута, самосовершенствование и углубленное развитие способностей одарённых детей. Однако в центре дополнительного образования «Малая академия» ребёнок ограничен регламентированным общением с педагогом и сверстниками в условиях учебного занятия, что не всегда позволяет в полной мере создать условиях для самоактуализации его личности. Реализация же профильной смены на базе детского стационарного лагеря позволяет сформировать благоприятные условия для плодотворного и нерегламентированного общения, активного взаимодействия между педагогами и детьми, а также между сверстниками.
Участвуя в летней профильной смене «АЛИР», ребёнок получает социокультурный опыт в разнообразной коллективной и творческой деятельности, возможность совершать свободный личностный выбор, развивать самосознание в вопросах понимания самого себя, своих возможностей и стремлений.
Педагогическая целесообразность программы «АЛИР» основана, с одной стороны, на применении принципа непрерывного образования, идее обогащенной обучающей среды, междисциплинарного подхода к построению содержания обучения в профильных группах, с другой стороны, на идее всестороннего развития личности ребёнка на основе раскрытия его творческого потенциала в условиях интенсивной развивающей среды. Программа создает условия для реализации творческой, познавательной, спортивно-оздоровительной, досуговой, экологической, трудовой, информационно-преобразовательной и исследовательской деятельностей.
Новизна программы профильной смены заключается в интеграции обучения и воспитания на основе проектной технологии и осуществлении исследовательской деятельности участниками.
Отличительная особенность программы заключается в использовании инновационной модульной социально-педагогической технологии с опорой на многолетний опыт.
Смена проводится в период с 29.05.24 г. по 19.06.24 г. в пос. Ольгинка на базе Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный спортивно-оздоровительный центр «Ольгинка».
В смене принимают участие 50 обучающихся 5-8 классов из образовательных организаций города Краснодара – победители и призеры муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников, активных участников научно-практических конференций и других интеллектуально-творческих конкурсов различного уровня.
Целью программы «АЛИР» является создание дополнительных условий для раскрытия и реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей, их личностного самовыражения в условиях летнего оздоровительного
Задачи программы:
- повышение мотивации детей к познанию и самопознанию, к творчеству и самореализации;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;
- создание условий для обеспечения эмоционального благополучия детей;
- формирование устойчивой мотивации к осуществлению познавательной и творческой деятельности;
- формирование готовности к проявлению собственных знаний, умений и способностей в научно-исследовательской деятельности;
- формирование навыков самостоятельного принятия решений и ответственного поведения;
- создание «ситуации успеха» для каждого, благодаря осуществлению деятельности на основании личностно-ориентированного подхода;
- обеспечение эффективного взаимодействия при реализации программы с тематическими и социальными партнёрами;
- сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья одарённых детей.
Ожидаемые результаты.
Для детей и подростков:
- повышение уровня знаний, умений и навыков в области осуществления научно-исследовательской деятельности;
- развитие умений и навыков, необходимых для успешных публичных выступлений;
- творческая, интеллектуальная, личностная и социальная самореализация участников смены;
- положительное субъективное самочувствие участников смены;
- укрепление физических и психических сил ребёнка;
- создание условий для функционирования подростковых добровольческих команд, участвующих в досуговых программах;
- развитие коммуникативных способностей и толерантности, расширение кругозора детей;
- личностный и интеллектуальный рост участников смены.
Для педагогов:
- реализация условий для осуществления эффективной социализации детей и подростков;
- повышение уровня методической подготовки педагогического коллектива;
- повышение уровня сформированности педагогического коллектива;
- реализация личностного потенциала, интереса по профилю деятельности, обогащение собственного педагогического опыта.
Для родителей ‒ повышение уровня удовлетворенности качеством оказания услуг по организации летнего отдыха детей.
Программа реализуется на базе МБУ КСОЦ «Ольгинка» в пос. Ольгинка Туапсинского района, обладающего комфортными условиями, позволяющими обеспечить не только отдых детей, но и организацию учебно-воспитательной деятельности, как по теоретическим, так и по практическим направлениям.
Программа Летней профильной смены для одаренных детей города Краснодара «АЛИР» реализуется МУ ДО «Малая академия» восемнадцатый год. Летом 2006 г. была впервые организована и проведена «АЛИР» на основании программы, разработанной заместителем директора по организационно-массовой работе, Н.В. Бачуриной, в режиме лагеря дневного пребывания для 53 школьников города, а с 2007 года смена реализуется на базе МБУ КСОЦ «Ольгинка» и общее количество участников в смене возросло до 80 человек. В 2021 году программа была проведена для 40 школьников в связи с эпидемиологической обстановкой в Краснодарском крае. В 2023 году программа была реализована для 50 школьников в целях соблюдения рекомендаций по организации работы организаций отдыха детей и их оздоровления в условиях сохранения риска распространения COVID-19 (МР.3.1/2.4.0239-21).
Разработка и реализация программы «АЛИР» основана на преемственности программ предыдущих лет и созданных алировцами традиций.
Так, традиционно проводятся выборы президента АЛИРа, организуется игра «День ангела», а дискотека заканчивается песней «Спи АЛИР», после которой дети расходятся на свечки.
Анализ итоговых анкет участников программы, продуктов их интеллектуально-творческой деятельности позволяет утверждать, что участие в программе профильной смены не только способствует полноценному отдыху одаренных детей, но и обеспечивает значительную положительную динамику результатов участия в интеллектуально-творческих конкурсах самого высокого уровня.
Опыт работы смены «АЛИР» был представлен на Всероссийской педагогической конференции «Организация исследовательской деятельности учащихся» (Москва, 2008 г., 2013 г.); на Всероссийском педагогическом форуме «Образование: взгляд в будущее» (Обнинск, 2009–2015 гг.); на II Всероссийском форуме «Детский лагерь – новое образовательное пространство» (Артек, 2017 г.); на городском конкурсе «Лучшая программа организации отдыха детей и их оздоровления в 2021 году» (Краснодар), где получил высокую оценку экспертов и представителей педагогического сообщества; на Всероссийском форуме работников образования «Педагогический олимп» (Обнинск, 2022); программа стала победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса программ и методических кейсов «Лучшая программа организации отдыха детей и их оздоровления» в 2023 году.
Механизм реализации программы
Учебно-воспитательная работа профильной летней смены «АЛИР» разделена на два блока.
1. Психолого-педагогический блок является связующим звеном реализации программы, благодаря участию педагога-психолога в реализации программы.
Цель ‒ создание условий для личностного развития, реализации творческого и интеллектуального потенциала участников профильной смены, достижения оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения успеха.
Задачи:
- познакомить с основными психологическими понятиями, характеризующими структуру личности, ее психическое здоровье и развитие;
- изучить психические закономерности, механизмы и эффективные способы межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения людей;
- сформировать устойчивую мотивацию к самопознанию и выработать умения по его развитию;
- создать условия для развития у участников навыков самоанализа и рефлексии;
- создать условия для развития коммуникативной сферы личности, проявления и развития лидерских качеств и умений по осуществлению совместной деятельности и сотрудничества;
- создать условия для развития эмоционального интеллекта;
- сформировать благоприятный эмоциональный фон и повысить субъективное самочувствие.
2. Развлекательно-познавательный и оздоровительный блок представлен ежедневными мероприятиями для участников программы.
Цель – обеспечение духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания ребят посредством удовлетворения их индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом, нравственном развитии, занятиях физической культурой и спортом.
Задачи:
- создание условий для расширения общего кругозора и эрудиции учащихся;
- создание условий для организации совместной деятельности, направленной на развитие творческих способностей ребят;
- развитие межпредметных связей, благодаря содержанию ежедневных мероприятий;
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей за счет проведения культурных мероприятий.
Форма проведения занятий ‒ разноплановые интеллектуальные соревнования.
Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества 2024 год в нашей стране посвящен году семьи согласно указу Президента РФ от 22.11.2023, содержание наполняемости смены отражено в плане-сетке (приложение 1), организуются тематические мероприятия (приложение 4).
В 2024 году отмечается 80-летие со дня снятия блокады Ленинграда, 190 лет со дня рождения русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, что будет включено не только блоками в вечерние мероприятия, но и в качестве активностей среди дня (кроссворды, мини-задания, кейсы и т.п.).
Для того чтобы подчеркнуть важность сохранения природы, защиты окружающей среды и привлечь внимание ребят к этой проблеме в смене пройдет мероприятие, посвященное Всемирному дню окружающей среды (5 июня).
Традиционным является большой филологический праздник, посвященный дню русского языка и дню рождения А.С. Пушкина (6 июня). В этот день дежурный отряд готовит разнообразные тематические викторины и задания.
Одним из важных событий в реализации программы смены является День психологии, который традиционно проходит в форме квеста, одной из целей которого является создание условий для развития благоприятной эмоциональной атмосферы в смене. С помощью жеребьевки все участники смены поделятся на команды по 5 человек, получат маршрутные листы и отправятся в путешествие по станциям символического мира инновационных технологий.
При выявлении лидирующей команды учитывается не только скорость прохождения квеста, но и качество выполнения заданий командой. Также реализуется система личного зачета, когда каждый из участников может получить звезду на любой из станций.
Из участников смены формируются 4 профильных отряда:
1) естественно-научный,
2) физико-математический,
3) филологический,
4) общественно-научный.
В ежевечерних развлекательно-познавательных мероприятиях и спортивных соревнованиях профильные отряды принимают участие в том составе, который соответствует содержанию данных мероприятий.
Деятельность отрядов координируют три воспитателя-куратора. Внутри отряда организуется система самоуправления, так же, как и в смене в целом. Институт самоуправления построен на демократической системе выборов президента смены и кабинета министров из числа участников. Самоуправление внутри каждого отряда организуется Советом отряда. Таким образом, структуру управления в летней профильной смене можно представить следующим образом
На первой общелагерной сессии утверждается Распорядок дня (приложение 2) и Правила поведения (приложение 3) в смене.
Этапы реализации программы «АЛИР»
Реализация программы осуществляется в пять этапов, что позволяет достичь максимальной результативности.
Каждый этап отличается специфическим содержанием и сроками реализации, что отражено в таблице ниже.
Содержание деятельности |
Сроки |
1 этап. Подготовительный |
|
Разработка и утверждение Программы летней профильной смены «АЛИР» |
февраль-март 2024 г. |
Формирование и утверждение списков участников смены |
апрель-май 2024 г. |
2 этап. Организационный |
|
Адаптация детей к смене |
29-31.05.2024 |
Организационное оформление отрядов |
29.05.2024 |
Знакомство с правилами жизнедеятельности смены |
29.05.2024 |
Открытие смены |
31.05.2024 |
Формирование органов самоуправления |
30-31.05.2024 |
3 этап. Основной |
|
Реализация программного плана с соблюдением всех условий программы |
29.05–19.06.2024 |
4 этап. Заключительный |
|
Подведение итогов смены |
17.06.2024 |
Концерт-закрытие |
18.06.2024 |
5 этап. Этап рефлексии и анализа |
|
Подготовка и оформление анализа проведения «АЛИР-2024» |
20-29.06.2024 |
Ресурсное обеспечение
Материально-техническое обеспечение определяется механизмом реализации программы и формируется исходя из количества участников смены, тематики и содержания программы.
Кадровое обеспечение программы «АЛИР»
№ |
Наименование должности |
Кол-во ставок |
1 |
Заместитель директора по воспитательной работе |
1 |
2 |
Педагог дополнительного образования |
1 |
3 |
Воспитатель |
12 |
4 |
Педагог-организатор |
1 |
5 |
Педагог-психолог |
0,5 |
7 |
Инструктор по ФК |
1 |
8 |
Музыкальный руководитель |
1 |
Методическое обеспечение программы «АЛИР»
Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой документации, программы и плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала смены;
- должностные инструкции, приказ об организации смены;
- сценарии досуговых мероприятий;
- подбор методического материала в соответствии с программой смены;
- самоуправление в отряде и в смене.
- наличие плана-сетки.
Мотивационное обеспечение программы «АЛИР»
Система мотивации и стимулирования полностью соответствует идее программы, её целям и задачам, проста и доступна для ребёнка, помогает ему добиваться успеха.
Система стимулирования – часть игровой модели программы. Дети получают общественное признание как лично, так и в составе коллектива.
Внешние стимулы:
- вещественные игровые условности: грамоты, дипломы победителей и призёров, свидетельства участников конкурсов и викторин, призы;
- публичное оглашение групповых и индивидуальных достижений.
Внутренние стимулы:
- ощущение ребёнком социально-ценностного единства с коллективом;
- желание быть членом коллектива;
- интеллектуальная и эмоциональная коммуникативность;
- проявление положительного настроя на работу.
Информационное обеспечение программы «АЛИР»
XXI век – это век информации и информационных технологий. Технические средства помогают сделать картинку контрастнее, вызвать яркие эмоции, поэтому современный ребёнок должен уметь владеть первичными медиасредствами, визуализировать свои мысли. В условиях информатизации общества этот процесс непрерывный, поэтому в разумных пределах, в интеграции с другими видами деятельности участники смены получают возможность медиатворчества.
Диагностика и результативность
Входная и выходная диагностика является одним из важнейших аспектов работы педагога-психолога в рамках реализации программы «АЛИР», направленный на определение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся, и позволяет оценить результативность реализации программы смены.
Целью психолого-педагогической диагностики является изучение индивидуальных особенностей личности участников смены. В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
- определить сильные стороны личности и ее резервные возможности, на которые можно опираться в ходе работы;
- выявить познавательные интересы на ранних этапах реализации программы;
- определить индивидуальный стиль познавательной активности, творческих способностей, а также склонность к исследовательской деятельности.
Основанием для проведения психодиагностических мероприятий является план работы педагога-психолога, который учитывает особенности программы смены. Входная и выходная психодиагностика развития способностей является обязательной.
Педагог-психолог осуществляет групповые психодиагностические исследования развития способностей в рамках психолого-педагогического сопровождения интеллектуально одаренных детей.
В программу психодиагностики включены следующие изучаемые показатели: уровень развития общих (интеллектуальных) способностей, уровень развития творческих способностей (креативности), широта индивидуального умственного кругозора и/или склонность к исследовательской деятельности.
В рамках диагностики используются следующие методики: «Культурно-свободный тест интеллекта», автор – Р. Кэттелл, субтест «Незаконченные фигуры» (образная батарея), автор – П. Торренс, методика «Идеальный компьютер», автор – М. А. Холодная.
По результатам комплексной диагностики оформляются психодиагностические карты отрядов и индивидуальные заключения с рекомендациями, в которых прописываются возможные действия при заниженных показателях (программа по развитию данных способностей), при показателях выше среднего (занятия подготовкой к олимпиадам и участиям в личных или командных зачетах). При высоких показателях открытости познавательной позиции по методике «Идеальный компьютер», автор –
М.А. Холодная, рекомендуется организация занятий научно-исследовательской деятельностью.
Ожидаемые результаты освоения программы
Качество реализации программы определяется всеми участниками деятельности смены путем оценки и самооценки в рамках трех направлений.
1. Самооценка каждого участника смены с использованием рефлексивных навыков через ответы на вопросы, например:
что мне удалось сегодня и почему;
как можно использовать достигнутое;
что мне не удалось и почему.
2. Оценка качества смены педагогами по диагностическим параметрам, каждый из которых оценивается по баллам (предлагается 10 балльная система оценки):
уровень организации: насколько четко было организовано проведение смены;
содержательная (информационная) насыщенность программы смены: насколько интересной, насыщенной была программа по содержанию; соответствуют ли формы подачи поставленным задачам;
эмоциональная составляющая реализации программы смены: вызвала ли работа педагогического коллектива смены эмоциональный отклик; возникло ли желание сопереживать, рассуждать, спорить и работать над собой;
включенность детей: насколько активно были включены в проведение мероприятий дети; как они проявляли активность: сами или пришлось убеждать;
качество работы, профессиональный уровень: какие новые (интересные или забытые) педагогические средства были использованы при проведении мероприятий; что вы лично взяли для себя на заметку; кого из коллег вы увидели в новом для вас свете; с какими трудностями вы столкнулись в своей педагогической деятельности;
мой личный вклад, моя помощь: обращалась ли творческая группа за помощью; какую помощь удалось оказать.
3. Оценка смены детьми, которая может выражаться в отзывах и в «почте откровений».
Во время проведения смены предусматривается награждение победителей всех соревнований. На закрытии награждаются победители конкурсов «Самый спортивный», «Самый активный», «Самый творческий», «Президент АЛИРа».
Потенциал развития программы
Краткосрочная перспектива
|
|
Среднесрочная перспектива |
|
Долгосрочная перспектива
|
|
Возможные риски
Факторы риска |
Меры профилактики |
Плохие погодные условия |
Разработка «запасных» вариантов реализации программы на основе отрядной работы |
Неисправность оргтехники |
Проверка работы аппаратуры перед началом смены |
Нормативно-правовая база
Программа «АЛИР» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.
- Конституция РФ от 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.
- Конвенция о правах Ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
- Закон РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Закон РФ от 16.10.2019 г. № 336-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей».
- Закон РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- Закон РФ от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
- Закон Краснодарского края от 29.12.2004 № 827-КЗ (в посл. ред.) «Об обеспечении основных гарантий прав ребенка в Краснодарском крае».
- Закон Краснодарского края от 29.03.2005 № 849-КЗ «Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае».
- Методические рекомендации MP 2.4.4.0011-10 «Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24.09.2010).
- Методические рекомендации «Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях» (утв. руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главным государственным санитарным врачом РФ Г.Г. Онищенко 22.05.2009 № 01/6989-9-34).
- Методические рекомендации Министерства просвещения РФ по вопросам подготовки к проведению летней оздоровительной кампании 2021 года от 5 апреля 2021 г. № ДГ-38-06вн».
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (с изменениями и дополнениями от 28.06.2011).
- Письмо Минобрнауки России № 09-3564 от 14.12.2015 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
- Письмо Минобрнауки ПЗ-719/09 от 10.05.2018 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам безопасности отдыха и оздоровления детей в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе безопасности перевозок детей в организации отдыха детей и их оздоровления и обратно»).
- Письмо Минобрнауки ПЗ-818/09 от 20.07.2017 «Методические рекомендации по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей».
- Письмо Минпросвещения России от 25.11.2019 № 1303/06 «Методические рекомендации по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей».
- Письмо Министерства просвещения РФ от 08.04.2021 № СК-806 «О подготовке к проведению летней оздоровительной кампании 2021 года».
- Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 20.03.2021 № 470113-6034/21 «Об организации деятельности лагерей, организованных образовательными организациями».
- Постановление Правительства РФ от 26.02.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы».
- Постановление администрации МО город Краснодар от 29.08.2014
№ 6173 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Город детям»» (в редакции 22.09.2022 № 4415).
- Постановление Главы администрации Краснодарского края от 12.10.2015 года № 964 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани» (в редакции 03.10.2022 № 689).
- Постановление Администрации муниципального образования город Краснодар от 04.02.2021 года № 448 «Об организации отдыха и оздоровления детей в муниципальном образовании город Краснодар».
- Поручение Правительства Российской Федерации от 01.06.2016 года № ДМ-П12-34пр «Об организации детского отдыха и оздоровления».
- Приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 № 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления».
- Приказ Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 20.03.2020 № 356 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края».
- Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации № 978-р от 22.05.2017 «Основы государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей».
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Распоряжение Министерства просвещения РФ от 26.04.2021 № Р-93 «О внесении изменений в ведомственную целевую программу Развитие сферы отдыха оздоровления детей», утвержденную распоряжением Министерства просвещения РФ от 28.11.2019 № Р-121.
- Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.09.2022 № 398-р "О внесении изменений в распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.04.2014 №120-р «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Краснодарском крае».
Список используемой литературы
- Арамян А.А., Панченко О.Г. Стратегии развития детского отдыха и оздоровления: приоритеты управления // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. №4-1.
- Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности. Москва, 2014.
- Березина В.А. Дополнительное образование детей в России. Москва, 2013.
- Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности / http://ecsocman.hse.ru/data/124/877/1219/03bogoyavlenskaya46-68.pdf.
- Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. Минск, 2014.
- Искусство вести за собой… Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной активности и лидерских качеств. /Под ред. д.п.н. С.В. Тетерского. М., 2013.
- История вожатского дела: Методические рекомендации / Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко, Л. А. Долинская [и др.]; под общ. ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. М. 2017.
- Липсиц И. В. Секреты умелого руководителя. Москва, 2013.
- Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь. М., 2014.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара, 2013.
- Савенков А.И. Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников. Москва, 2015.
- Савенков А.И. Путь к одаренности. СПб., 2014.
- Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4.
- Солнцева О.Г., Цунаева Ю.О. Особенности функционирования детских лагерей в современных условиях // Инновации и инвестиции. 2021. № 12.
- Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. М., 2014.
- Тыртышная М.А. 20 тематических смен для пришкольного и загородного лагеря. Ростов-на-Дону. 2016.
- Циркин С. Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб., 2016.
Литература для обеспечения программы
- Батуев А. С. Загадки и тайны психики. М., 2014.
- Бука Т.Л., Митрофанова М.Л. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения. М., 2015.
- Игры – конкурсы / https://summercamp.ru
- Кипнис М.Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга. М., 2021.
- Крылова А. А., Маничева С. А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии.- СПб., 2014.
- Петрусинский В.В. Игры для активного обучения. -М., 2015.
- Попов П.П., Мамбеталина А.С., Игнатович А.В. Особенности конфликтов во временных трудовых коллективах (на примере организации детского оздоровительного отдыха) // Педагогика: история, перспективы. 2020. №1.
- Саидов З.А., Ярычев Н.У. Специфика организации педагогической работы с детьми и подростками в условиях детских оздоровительных лагерей // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4.
- Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. М., 2013.
- Уткин Э.А. Конфликтология. М., 2014.
- Фопель К. Чтобы дети были счастливы: психологические игры и упражнения для детей школьного возраста. - М., 2013.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки / http://pedlib.ru/Books/5/0257/5-0257-1.shtml
Приложение 1
План-сетка
Летней профильной смены
«Академия Личностного и Интеллектуального Роста «АЛИР-2024»
с 29.05.2024 по 19.06.2024 г.
29.05.2024 |
30.05.2024 |
31.05.2024 |
Здравствуй, лето! Заезд детей в лагерь Конкурс визиток Дискотека |
Выборы Президента АЛИРа Турнир «Научные дебаты» Спортивные соревнования Фильм |
Открытие Конкурс «Самая научная комната» Дискотека |
01.06.2024 |
02.06.2024 |
03.06.2024 |
Интеллектуальная игра «Завалинка» Спортивные соревнования Дискотека |
Клуб путешественников Спортивные соревнования Фильм |
Мистер и Мисс АЛИР Спортивные соревнования Дискотека |
04.06.2024 |
05.06.2024 |
06.06.2024 |
Что? Где? Когда? Спортивные соревнования Фильм |
Биоэрудит Спортивные соревнования Дискотека |
Литературный чемпионат Спортивные соревнования Фильм |
07.06.2024 |
08.06.2024 |
09.06.2024 |
Музыкально-исторический КВН Спортивные соревнования Дискотека |
Психологический квест «Тайна Счастливых людей» Спортивные соревнования Фильм |
Интеллектуальная игра «Клуб знатоков» Спортивные соревнования Дискотека |
10.06.2024 |
11.06.2024 |
12.06.2024 |
Развлекательная игра «Сто к одному» Спортивные соревнования Фильм |
Водная эстафета Спортивные соревнования Дискотека |
Люблю тебя, Россия! Конкурс чтецов «Поэты народов России» Фильм |
13.06.2024 |
14.06.2024 |
15.06.2024 |
Вечер ораторского искусства Спортивные соревнования Дискотека |
Караоке-баттл Спортивные соревнования Фильм |
Семья – это то, что с тобою всегда! Спортивные соревнования Дискотека |
16.06.2024 |
17.06.2024 |
18.06.2024 |
Давайте поиграем в английский Спортивные соревнования Фильм |
Битва хоров Спортивные соревнования Дискотека |
Закрытие смены Творческий концерт Дискотека |
19.06.2024 |
|
|
Отъезд Конкурс «Фото на память» |
|
|
Приложение 2
РАСПОРЯДОК ДНЯ
летнего профильного лагеря «АЛИР»
8.00. – 8.30. – подъем, уборка постелей
8.30. – 9.00. – утренняя гимнастика
9.00. – 9.30. – завтрак
9.30. – 10.30. – оздоровительные процедуры: солнечные ванны, купание в море (конкурсы, викторины)
11.00. – 12.50. – работа кружков, участие детей в общественно-полезном труде, отрядные дела
13.00. – 13.30. – обед
14.00. – 16.00. – послеобеденный дневной отдых
16.00. –16.30 – полдник
16.30. – 18.00. – прогулки к морю, морские купания (конкурсы, викторины)
18.30. – 19.00. - ужин
19.00. – 20.30. – участие в общелагерных мероприятиях, конкурсы, викторины, просмотр детских видеофильмов, спортивные игры
20.30. – 22.00. – дискотека (просмотр фильма)
22.00. – 22.30. – сонник, подготовка ко сну
22.30. – отбой
Приложение 3
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
В НАШЕМ ЛАГЕРЕ
- Участникам профильной смены следует придерживаться режима дня.
Помните! От Вашей пунктуальности
зависит успешность программы всего лагеря!
- Все АЛИРовцы в 22-30 должны находиться в своих комнатах, выключить свет и соблюдать тишину.
Именно полноценный ночной отдых
является энергетической основой следующего дня!
- Категорически запрещается всё, что угрожает жизни и здоровью окружающих, в частности, опыты вне лабораторных условий, игры с открытым огнём, электричеством и пиротехникой.
Даже великолепие научного открытия никогда не сравнится
с ценностью человеческой жизни!
- Посещение пляжа и купание, в целях осуществления сохранности жизни и здоровья АЛИРовцев, производится только в сопровождении воспитателя.
За буйки не заплывать!
- Администрация «АЛИРа» надеется, что, проживая на базе МБУ КСОЦ «Ольгинка», участники лагеря будут бережно относится к имуществу базы. В случае порчи имущества родители несут за это полную материальную ответственность.
Отношение к материальным ценностям в определенной мере
характеризует Ваши ценности духовные!
6. АЛИРовцам следует помнить, что координатором, организатором и ответственным за Вашу жизнь и здоровье всегда является воспитатель.
Метафора: воспитатель – капитан судна, принимающий решения
в зависимости от мнения экипажа и погодных условий!
- Самовольная отлучка из лагеря будет рассматриваться как заявка на отчисление из профильной смены!
АЛИР – территория свободы личности, основанной на соблюдении правил поведения в лагере, взаимоуважении и хорошем настроении!!!
Приложение 4