С 21 июня 2024 года по 12 июля 2024 года - заезд второй смены детей на отдых и оздоровление из г.Краснодар в МБУ "Комплексный спортивно-оздоровительный центр"Ольгинка".
Программа профильной смены "ИЗОБРЕТАТЕЛИ" разработана для для активных участников конкурсов технического творчества в МБУ КСОЦ "Ольгинка".
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
центр детского технического творчества «Юный техник»
муниципального образования город Краснодар
«ИЗОБРЕТАТЕЛИ»
для победителей и активных участников конкурсов и олимпиад технического творчества
в МБУ «Комплексный спортивно-оздоровительный центр
«Ольгинка»
Срок реализации программы |
21.06.2024-12.07.2024 |
Возраст детей |
7-17 лет |
Составитель программы |
Овчаренко Наталья Николаевна, заместитель директора |
2024
СОДЕРЖАНИЕ
Информационная карта программы……………………………………………..3 |
Нормативно-правовая база……………………………………………………….4 |
Пояснительная записка программы……………………………………………...6 |
Содержание программы…………………………………………………………11 |
Режим работы детского оздоровительного лагеря…………………………….21 |
План работы профильной смены «Изобретатели»…………………………….22 |
Список литературы………………………………………………………………25 |
Информационная карта программы
Нормативно-правовая база:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 978-р «Об утверждении Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей».
2. Распоряжение Минпросвещения России от 26.04.2021 № Р-93 «О внесении изменений в ведомственную целевую программу «Развитие сферы отдыха и оздоровления детей», утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 28 ноября 2019 г. № Р-121».
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Закон Краснодарского края от 29.12.2004 № 827-КЗ (в посл.ред.) «Об обеспечении основных гарантий прав ребенка в Краснодарском крае».
4. Закон Краснодарского края от 29.03.2005 № 849-КЗ (в посл.ред.) «Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление Краснодарском крае».
5. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.04.2014 № 120-р (в посл.ред.) «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Краснодарском крае».
6. Приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 20.03.2020 г. № 356 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края».
7. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» от 16.10.2019 г. № 336-ФЗ.
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
9. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года № 964 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани» (с измен. на 3 октября 2022 года).
10. Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 29 августа 2014 года № 6173 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Город детям» (с измен. на 22 сентября 2022 года).
11. Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 8 февраля 2021 года № 448 «Об организации отдыха и оздоровления детей в муниципальном образовании город Краснодар.
12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
13. Приказ департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар № 157 от 07.02.2024 «О внесении изменения в приказ директора департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар от 26.01.2024 № 99 «Об организации летней оздоровительной кампании в муниципальном бюджетном учреждении «Комплексный спортивно-оздоровительный центр «Ольгинка» в 2024 году».
Пояснительная записка программы
В течение учебного года дети очень загружены учебой (дополнительными занятиями, факультативами, подготовкой к ВПР, экзаменам и прочим видам контроля знаний) в учебных заведениях по месту их жительства. Попадая в спортивно-оздоровительный центр им предоставляется колоссальная возможность отдохнуть и проявить полученные знания и умения, патриотические, социально-адаптивные и командные качества в рамках реализации программы профильной смены «Изобретатели» технической направленности.
Необходимость передачи технических знаний из поколения в поколение привела людей к мысли об обучении детей и молодежи техническому творчеству и изобретательству. Важным фактором и институтом развития творческих способностей личности выступает современная система дополнительного образования детей, основным компонентом которой является детское техническое творчество, динамично развивающееся, несмотря на все имеющиеся трудности, благодаря тому богатому наследию, которое было выработано не одним поколением ученых, специалистов широкого спектра технических наук, педагогов внешкольного образования.
В основу создания программы положена выдержка из ежегодного послания народному собранию президента Российской Федерации В.В. Путин, в которой он отметил значимость развития технического творчества обучающихся: «…Мы прекрасно понимаем, основы инженерного и технического образования – а именно, такие специалисты сегодня, да и в ближайшем будущем будут остро нужны стране – закладываются именно в школе».
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей в условиях профильной смены. Дети ежедневно включаются в различные виды деятельности:
Образовательная деятельность в рамках смены предусматривает воспитательные мероприятия интеллектуальной направленности. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности воспитанники знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общих и отрядных мероприятий (творческие конкурсы, изготовление плакатов, моделей, композиций; театрализованные игровые программы и т. д.). Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Ведущим направлением воспитательной работы этой смены будет техническое воспитание. Наряду с этим предполагается широко использовать здоровьесберегающие технологии, сохранение и укрепление здоровья отдыхающих детей является важнейшим условием функционирования спортивно - оздоровительного центра.
Название программы «Изобретатели» актуально и выбрано не случайно. Во-первых, неоднократно подчеркивается значимость технических профессий для будущего страны. Во-вторых, предоставляется возможность самостоятельно изобретать те или иные модели, проявлять креативность и уникальность.
Направленность данной программы – техническая, с включением естественнонаучной, социально-гуманитарной, художественной, предполагает создание условий для развития личности подростка, способной к позитивному самовыражению через включение его в научно-техническое творчество, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать.
Новизна программы состоит в том, что в течение смены (21 день) дети развивают знания о технических науках, создают работы в рамках проектов в творческих мастерских, приобретают навыки командной работы, тестируют готовый продукт.
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей. В непринужденной обстановке в форме игровой деятельности формируются навыки составления технологических карт, организация выставок, ориентированных на техническое творчество.
Актуальность - обусловлена повышением требований к умственному воспитанию детей вследствие усиления научно-технического прогресса общества и приобщению детей к правилам и ценностям общества, в котором они живут. Занятия техническим моделированием и проектами помогает профессиональному самоопределению, пробуждает техническую мысль и прививает разнообразные технические навыки у детей. Программа личностно - ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.
Значимость программы: создание условий для развития творческого потенциала детей, формирования общей культуры, воспитания социально-активной личности гражданина и патриота, что позволило определить основные принципы построения программы:
- Принцип актуальности – образовательная программа актуальна, её составляющие направлены на решение значимой проблемы.
- Принцип деятельности – дети получают знания не в готовом виде, а добывают их сами, что способствует активному успешному формированию их общекультурных умений, общекультурных и деятельностных способностей.
- Принцип гуманизации личности и среды – уважение к личности ребенка, принятие его личных целей, интересов, будущих профессиональных потребностей.
- Принцип направленности лагерных мероприятий на развитие интеллектуального, духовного и творческого потенциала личности.
- Принцип самореализации - личное участие ребенка в общих мероприятиях позволяет ему раскрыть, развить и реализовать имеющиеся потенциальные возможности, удовлетворить потребности и интересы.
Социально-педагогические условия
Программа предоставляет дополнительные возможности одаренным детям и подросткам для познавательного досуга, реализации и раскрытии своих способностей, повышение их общей культуры, через вовлечение их в разнообразную творческую и исследовательскую коллективную деятельность. Данная программа позволяет работать с разной возрастной категорией (7-17 лет) и с детьми из разной социальной среды.
Целостность данной программы заключается в том, что в течение всей смены проводятся мероприятия на основе имеющихся у детей знаний, умений и навыков, полученных в результате участия в творческих и технических мастерских, на занятиях по технической, естественнонаучной, социально-гуманитарной и художественной направленностям.
Отличительными особенностями программы профильной смены технической и изобретательской направленности является то, что при разработке таких программ сделан акцент на:
- комплексный подход к содержанию в области технического творчества;
- повышение мотивации к занятиям посредством включения детей в креативную деятельность;
- формирование у учащихся специальных знаний в области технического конструирования и моделирования из различных материалов и с использованием современного материально-технического оснащения;
- пробуждение у детей интереса к науке и технике, способствование развитию у детей конструкторских задатков и способностей, творческих технических решений.
Адресат программы: учащиеся школ, обучающиеся учреждений дополнительного образования, активные участники конкурсов технического творчества (7-17 лет).
Виды занятий определяются содержанием программы и могут предусматривать - лекции, презентации, практические занятия, ролевые игры, выполнение макетов, поделок, соревнования, концерты, выставки, круглые столы, мастерские, соревнования и прочее.
Особенности организации образовательного процесса: образовательный процесс проводится в соответствии с планом работы профильной смены, в сформированных группах детей разного возраста. В программе учитываются возрастные особенности обучающихся, изложение материала строится от простого к сложному.
Мероприятия проводятся как внутри отрядных групп, так и между отрядами.
Цели и задачи программы «Изобретатели»
Цели программы:
- реализация и раскрытие изобретательских способностей детей, повышение общей культуры через вовлечение их в разнообразную творческую и техническую коллективную деятельность;
- предоставление дополнительных возможностей одаренным детям и подросткам для отдыха, оздоровления и познавательного досуга в условиях летней профильной смены.
Задачи программы:
Образовательные:
- организовать педагогическую среду, способствующую приобретению новых знаний и умений, самопознанию подростком, развитию умений взаимодействовать в команде, создавать конкурентные продукты творчества.
Личностные:
- содействовать физическому, интеллектуальному, психическому, культурному развитию одаренных детей, через проявления себя в различных делах;
- создать условия для общения, обмена опытом и создания творческих контактов одаренных детей;
- организовать познавательные, досуговые и спортивные мероприятия, позволяющие оздоровить детей, привить им основы ЗОЖ.
Метапредметные:
- приобщить ребят к техническим видам деятельности, способствовать развитию творческого мышления;
- провести цикл теоретических и практических занятий, мастер-классов, викторин и конкурсов технической направленности для закрепления полученных знаний, навыков и умений.
Ожидаемые результаты:
Главным результатом деятельности смены является развитие ребенка.
Показатели этого развития:
- общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;
- укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и т. д.;
- получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой, изобретательской и трудовой деятельности, социальной активности;
- развитие коммуникативных способностей и толерантности;
- повышение интереса школьников к изобретательству и исследованию.
Этапы реализации программы:
Программа рассчитана на 21 день - одна смена.
Этапы реализации программы:
- подготовительный;
- основной;
- итоговый (анализ мероприятий).
Подготовительный этап
Задачи подготовительного этапа:
- встреча детей;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
- определение содержания смены;
- планирование;
- подготовка необходимого оборудования;
- проведение инструктивных занятий;
- проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских способностей;
- распределение обязанностей в отряде.
Основной этап
На реализацию основных мероприятий программы необходимо 21 день, в течение которых необходима ежедневная подготовка:
- все мероприятия проводятся под руководством штаба (вожатых);
- реализация основной идеи смены; вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел; работа творческих мастерских.
Итоговый этап
Финалом профильной смены будет заключительное заседание штаба, на котором будут подведены итоги проведенных мероприятий. Награждение победителей состоится на линейке закрытия лагерной смены.
Содержание программы
Инструктажи по технике безопасности проводятся ежедневно!
1. Вводное занятие
Теория: Инструктаж по технике безопасности, правила поведения в МБОУ КСОЦ «Ольгинка», распорядок дня. Введение в программу.
Практика: Подготовка к открытию смены, представление отрядов, оформление отрядных стенгазет.
2. Квест «Юный следопыт» в честь дня кинологических подразделений МВД России
Теория: История Дня Кинолога в России. Умение ориентироваться на местности. Создание карты (чертежа) для поиска клада.
Практика: Изготовление карты-схемы местности. Поиск спрятанного.
3. Подготовка к вечернему мероприятию «День памяти и скорби»
Теория: История и традиции праздника «День памяти и скорби».
Практика: Разучивание патриотических стихов и песен. Постановка танцев.
4. Конкурс патриотической песни (инсценировка)
Теория: Разучивание патриотических стихов и песен.
Практика: Исполнение патриотических песен.
5. Подготовка к открытию лагерной смены
Теория: Организационные моменты, техника безопасности. Ознакомление с основными законами площадки.
Практика: Подготовка конкурсов, выступлений, плакатов и пр.
6. Конкурс рисунков, посвященный «Дню народных художественных промыслов»
Теория: «День народных художественных промыслов». Выявление фантазийного и творческого потенциала детей.
Практика: Изготовить тематические рисунки. Провести конкурс и выбрать лучшие работы.
7. Торжественное открытие смены. «Мы вас ждали – мы вам рады!»
Теория: Организационные моменты, техника безопасности. Ознакомление с основными законами площадки.
Практика: Общее знакомство ребят друг с другом и поотрядно. Ознакомление с основными законами площадки. Представление номеров художественной самодеятельности отрядов.
8. Развлекательная игра-викторина, приуроченная «Дню ромашек»
Теория: Познавательная викторина. История праздника.
Практика: Закрепить полученные знания.
9. Спортивные эстафеты (баскетбол, футбол), посвященные Дню летних подвижных игр
Теория: Правила игры, разделение на команды. Развитие спортивных навыков (скорость, выносливость, целеустремленность). Правила проведения эстафет. Формирование чувства взаимопомощи и коллективизма.
Практика: Проведение спортивных состязаний и выявление победителей.
10. Пиратский квест, приуроченный Дню мореплавателя
Теория: История праздника, правила проведения квеста. Техника безопасности.
Практика: Проведение квеста. Развитие физических способностей, выносливости и командного духа.
11. «Битва хоров» - конкурс песен на морскую и летнюю тематику
Теория: Разучивание песен.
Практика: Выбор репертуара, разучивание и исполнение песен.
12. Мероприятие «День рождения Принцессы Зубной Щетки», посвященное Дню рождения зубной щетки
Теория: Краткий экскурс в историю праздника. Правила гигиены. Работа со сценарием мероприятия, распределение ролей.
Практика: Ознакомлениес историей праздника. Закрепление правил гигиены. Разучивание ролей, участие в конкурсах.
13. Конкурс работ по оригами «Очумелые ручки»
Теория: Познакомить детей с искусством оригами и квиллинга. Выявить творческий потенциал детей.
Практика: Получить объёмные фигуры (игрушки, звери и др.) из одного листа бумаги без помощи клея. Провести конкурс на выявление лучших работ. Наградить победителей.
14. «Юный пилот» - соревнования по конструированию и запуску моделей самолетов
Теория: История рождения самолета. Правила соревнования, номинации.
Практика: Развитие технического мышления детей и познавательного интереса к техническому творчеству. Формирование коммуникативных качеств личности. Запуск моделей. Определение и награждение победителей.
15. «Танцевальное шоу», приуроченное Дню молодежи России
Теория: История праздника. Правила проведения мероприятия.
Практика: Разучивание танцев и их демонстрация.
16. Экранизация сказки «Красная шапочка», приуроченная Дню теней и силуэтов
Теория: История праздника. Постановка сказки по мотивам сказки «Красная шапочка» в «Театре теней».
Практика: Распределение ролей, разучивание текста и демонстрация сказки.
17. «День карусельной лошадки» (конкурс макетов парка развлечений и каруселей из бросового материала)
Теория: Краткий экскурс в историю праздника карасельной лошадки. Анализ структуры парка, карусели для дальнейшего распределения работы.
Практика: Сбор бросового материала. Изготовление макета парка, карусели. Оценивание готовых работ. Награждение победителей.
18. Конкурс «Самоделкин», посвященный Дню изобретателя и рационализатора
Теория: Техника безопасности, правила аэродинамики. История праздника. История возникновения воздушных змеев.
Практика: ТБ при работе с инструментами (ножницами, клеем, бумагой). Изготовление воздушных змеев.
19. Спортивные соревнования «Баба-Яга за...», посвященные Дню рождения Бабы-Яги
Теория: История шуточного праздника. Правила проведения соревнований. Формирование чувства взаимопомощи и коллективизма.
Практика: Проведение спортивных состязаний. Выявление и награждение победителей.
20. «Создай свою галактику» - конкурс космических объектов (Международный День астероида).
Теория: История Международного дня астероида. Знакомство с характеристиками космических объектов. Их классификация.
Практика: Изготовить космические объекты из бумаги, подручных средств и бросового материала. Провести конкурс. Наградить победителей.
21. «Мисс и Мистер Ольгинка» - конкурс костюмов (День Прикида)
Теория: История шуточного праздника. Правила проведения конкурса. Формирование чувства коллективизма.
Практика: Изготовление смешных костюмов из всего подряд. Проведение конкурса. Выявление и награждение победителей.
22. Викторина «Россия — Родина моя!», приуроченная Дню Ветерана Боевых действий
Теория: Разделение на команды. История праздника.
Практика: Закрепление и получение новых знаний об истории России, ее традициях, выдающихся личностях.
23. Фотоконкурс пляжных скульптур «Книга рекордов лагеря»
Теория: История пляжных скульптур. Их разновидности. Критерии конкурса.
Практика: Изготовление скульптур, их украшение и презентация. Проведение оценки конкурсных работ. Подведение итогов и награждение победителей.
24. Игра-челлендж по станциям «Международный день спортивного журналиста»
Теория: Организационный момент, правила игры, рефлексия. Познакомить ребят с историей возникновения праздника.
Практика: Возможность попробовать себя в роли спортивного журналиста. Пробудить интерес к профессии журналиста.
25. Игровое мероприятие «Путешествие к неизвестной планете», посвященное Всемирному Дню НЛО и уфолога
Теория: Изучение космоса, жизни космонавтов посредством участия в игровой программе. Беседа про НЛО.
Практика: закрепление информации о космосе и жизни космонавтов. Изготовление костюмов инопланетянина и украшение площадки. Разделение на команды и проведение разных конкурсов.
26. Конкурс рисунков, приуроченный Дню отказа от полиэтиленовых пакетов (мастер-классы)
Теория: Беседа о пользе и вреде полиэтиленовых пакетов.
Практика: Проведение мастер-классов, рисование пакетами и на пакетах. Определение победителей и их награждение.
27. Флешмоб «По Зеленой», приуроченный Дню ГИБДД МВД (День ГАИ)
Теория: Кратко об истории праздника. Правила дорожного движения. Навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Практика: Изготовление знаков ДД, светофора из бумаги, картона т. п. Получить новый социальный опыт работы с детьми и педагогами в привлечении внимания к ПДД. Формирование у детей физической готовности к преодолению опасных ситуаций на дороге.
28. Литературная викторина «В гостях у сказки»
Теория: История сказок. Их отличительная черта, особенности.
Практика: Закрепление знаний сказок писателей разных стран, в т.ч. русских народных. Определение и награждение победителей.
29. Футбол (соревнование между отрядами)
Теория: Правила игры, разделение на команды. Развитие спортивных навыков (скорость, выносливость, целеустремленность).
Практика: Матч, подведение итогов.
30. Спортивные игры, посвященные Летнему дню Здоровья (игры на открытом воздухе)
Теория: ТБ при проведении спортивных мероприятий. Знакомство с играми на открытом воздухе.
Практика: Проверка физической подготовки. Выполнение разминки. Игра на выбор.
31. «Театр на кухне» - театрализованные постановки на тему «Один день из жизни трудоголика»
Теория: Характеристики трудоголиков. Определение их качеств.
Практика: Демонстрация юмористических инсценировок одного дня из жизни трудоголика.
32. Спортивная эстафета «Скиппинг», приуроченная дню скакалки
Теория: Что такое скиппинг? Виды прыжков на скакалке.
Практика: Соревнования по прыжкам на скакалке.
33. Игра-челлендж по станциям «Юный блогер»
Теория: Организационный момент, правила игры, рефлексия. Познакомить ребят с «профессией» блогер.
Практика: Возможность попробовать себя в роли блогера, примеряя на себя разные амплуа. Пробудить интерес к профессии блогера.
34. Развлекательный квест «Пираты Черного моря», посвященный Дню морского и речного флота
Теория: История праздника, правила проведения квеста. Техника безопасности.
Практика: Проведение квеста. Развитие физических способностей, выносливости и командного духа.
35. Смотр художественной самодеятельности: «Иван Купала» (обливания)
Теория: История праздника, критерии оценивания номеров.
Практика: Демонстрация номеров, определение и награждение победителей.
36. Мероприятие, посвященное Дню Семьи, Любви и Верности
Теория: История праздника, правила проведения мероприятия. Техника безопасности.
Практика: Активное участие в номерах и викторинах мероприятия.
37. Спортивные эстафеты «Наша дружная семья!»
Теория: ТБ при проведении эстафет. Правила выполнения заданий (упражнений).
Практика: Проверка физической подготовки. Выполнение разминки. Определение и награждение победителей.
38. Конкурс рисунков в технике Граттаж
Теория: Техника исполнения Граттаж.
Практика: Изучение и закрепление знаний по технике Граттаж. Выполнение рисунков на конкурс. Определенеие и награждение победителей.
39. Квест-игра «В поисках сахарного печенья»
Теория: История возникновения праздника. Правила проведения квеста.
Практика: Повторение ТБ. Выполнение заданий квеста.
40. День Нептуна
Постановка мероприятия по сценарию музработника лагеря, вожатых и воспитателей.
41. Викторина по ПДД и правилам поведения на воде
Теория: Правила поведения на воде в летний период. Правила ПДД.
Практика: Закрепить полученные знания.
42. Подготовка к закрытию смены (лучшие номера)
Теория: Инструктажи по технике безопасности (проводятся ежедневно).
Практика: Украшение сцены и рекреаций. Подготовка торжественного закрытия смены.
43. Закрытие лагерной смены. Караоке туристических песен
Теория: Праздник, посвященный закрытию смены.
Практика: Исполнение туристических песен.
44. Акция «Уберем планету...»
Уборка отряда и территории лагеря, подготовка к отъезду.
Формы работы:
- Лекция, презентация (для ознакомления);
- Конкурс, выставка работ (для контроля);
- Соревнования (для подведения итога);
- Мастер класс, творческая мастерская (для отработки навыков и умений);
- Викторина (для развития общей эрудиции);
- Игра-челлендж (воображаемая или реальная деятельность для обучения, досуга, общения, развития);
- Коллективно-творческое дело (КТД - самый высокий уровень взаимодействия детей и педагогов в решении воспитательных и образовательных задач);
- Экскурсия (для ознакомления);
- Индивидуальная работа.
Работа с детьми по данной программе строится на самоуправлении под руководством вожатых.
Для реализации коллективно-творческих дел создается структура отрядного самоуправления:
- командир отряда;
- физорг;
- редакторы;
- организаторы досуга.
Для общего руководства профильной смены создается штаб, который является организатором мероприятий смены и решает следующие задачи:
- пропаганда общечеловеческих ценностей;
- создание условий для самореализации детей в работе совета;
- вовлечение детей в социально - значимую деятельность с использованием игры, как наиболее эффективного инструмента содержания деятельности;
- создание условий для взаимосвязи педагогического и детского коллектива в решении поставленных воспитательных задач.
В состав штаба входят:
- представитель администрации учреждения;
- педагоги, вожатые;
- Совет лагеря;
- командиры отрядов.
Кадровое обеспечение:
- Заместитель директора по ВР (начальник лагеря);
- Педагог-организатор;
- Музыкальный руководитель;
- Инструктор по физической культуре;
- Педагог дополнительного образования;
- Педагог-психолог 0,5 ставки;
- 12 воспитателей.
Формы подведения итогов: викторины, конкурсы, эстафеты, спектакли и соревнования являются показателями результативности проведения профильной смены «Изобретатели».
Педагогическая диагностика и способы корректировки программы
Диагностика программы и смены в целом:
- сбор данных о направленности интересов ребенка, мотивации деятельности и уровень готовности к ней (тесты, анкеты, игры);
- промежуточная диагностика позволит корректировать процесс реализации программы и определить искомый результат с помощью аналогии и ассоциации («Мой отряд» (рисунок, письмо и др.);
- итоговая диагностика позволит оценить результаты реализации программы (опрос, анкеты).
АНКЕТА для участников смены (в начале профильной смены) Для того, чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы: - Твои первые впечатления от лагеря? - Что ты ждешь от лагеря? - Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех? - В каких делах ты хочешь участвовать? - Что тебе нравится делать? - Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других? - Кто твои друзья в лагере? - Пожалуйста, закончи предложения (фразы): - Я пришел в лагерь, потому, что………. - Я не хочу, чтобы……………………… - Я хочу, чтобы……………………….. Я боюсь, что………………………….
|
АНКЕТА для участников смены (в конце профильной смены) - Что ты ожидал (а) от лагеря? - Что тебе понравилось в лагере? - Что тебе не понравилось? - С кем из ребят ты подружился? - Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему? - Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену? - Было ли скучно в лагере? - Было ли тебе страшно? - Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем? - Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас? - Что бы ты хотел(а) пожелать себе? - Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам? - Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам? - Самое важное событие в лагере? Было или оно? - Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? – Закончи предложения: Я рад, что ………………………. Мне жаль, что……………………………. Я надеюсь, что…………………………….. Твой автограф на память _________________ |
Методическое обеспечение
Для успешной реализации программы профильной смены «Изобретатели» разработаны методические материалы – разработки мероприятий и презентации на каждый день смены (приложения), для реализации которых необходимы следующие материалы и оборудование:
1. Флаг РФ.
2. Флаг Краснодарского края.
3. Фонограммы гимнов РФ, Краснодарского края, детских и популярных песен.
4. Озвучивающая аппаратура: музыкальный центр, колонки, усилители, микшерский пульт, микрофоны.
5. Мультимедийный проектор с экраном.
6. Материалы для практических занятий и мастер-классов: конструкторы, ватман, пенопласт (плиты потолочные), спичечные коробки, бумага, картон, ножницы, клей бумажный, ПВА, карандаши, фломастеры, канцелярские ножи, краски (гуашь, акварель).
7. Спортивный инвентарь: секундомер, рулетка для измерения расстояний, мячи футбольные, бадминтон – 3 компл.
8. Почетные грамоты – 50 шт.
9. Призы и сувениры – 50 шт.
Режим работы детского оздоровительного лагеря в
МБУ КСОЦ «Ольгинка»
8.00 - 8.30 |
Подъем, уборка постелей |
8.30 – 8.45 |
Утренняя гимнастика |
09.00 – 09.30 |
Завтрак |
09.30 – 10.30 |
Оздоровительные процедуры: солнечные ванны, купание в море (конкурсы, викторины) |
11.00 – 12.50 |
Работа кружков, участие детей в общественно-полезном труде, отрядные дела |
13.00 – 13.30 |
Обед |
14.00 – 16.00 |
Послеобеденный дневной отдых |
16.00 – 16.30 |
Полдник |
16.30 – 18.00 |
Прогулки к морю, морские купания (конкурсы, викторины) |
18.30 – 19.00 |
Ужин |
19.00 – 20.30 |
Участие в общелагерных мероприятиях, конкурсы, викторины, просмотр детских видеофильмов, спортивные игры |
20.30 – 22.00 |
Дискотека (просмотр фильма) |
22.00 – 22.30 |
Сонник, подготовка ко сну |
22.30 |
Отбой |
План работы профильной смены «Изобретатели» в МБУ КСОЦ «Ольгинка» на период с 21.06.2024 г. по 12.07.2024 г.
21.06 Заезд детей в лагерь «Визитная карточка» - представление отрядов, оформление отрядных стенгазет Квест «Юный следопыт» в честь дня кинологических подразделений МВД России Дискотека |
22.06 Станция Спортивная (утренняя разминка, отрядные дела) Подготовка в вечернему мероприятию «День памяти и скорби» Конкурс патриотической песни (инсценировка) Подготовка к открытию лагерной смены Просмотр мультфильма, фильма |
23.06 Станция Спортивная (утренняя разминка, отрядные дела) «Подготовка к открытию лагерной смены» Конкурс рисунков, посвященный Дню народных художественных промыслов Торжественное открытие смены «Мы вас ждали – мы вам рады!» Концерт. Дискотека |
24.06 Станция Спортивная (утренняя разминка, отрядные дела) Развлекательная игра-викторина, приуроченная Дню ромашек Спортивные эстафеты (баскетбол, футбол), посвященные Дню летних подвижных игр Просмотр мультфильма, фильма |
25.06 Станция Спортивная (утренняя разминка, отрядные дела) Пиратский квест, приуроченный Дню мореплавателя «Битва хоров» - конкурс песен на морскую и летнюю тематику Дискотека |
26.06 Станция Спортивная (утренняя разминка, отрядные дела) Мероприятие «День рождения Принцессы Зубной Щетки», посвященное Дню рождения зубной щетки Конкурс работ по оригами «Очумелые ручки» Просмотр фильма |
27.06 Станция Спортивная (утренняя разминка, отрядные дела) «Юный пилот» - соревнования по конструированию и запуску моделей самолетов «Танцевальное шоу», приуроченное Дню молодежи России Дискотека |
28.06 Станция Спортивная (утренняя разминка, отрядные дела) Экранизация сказки «Красная шапочка», приуроченная Дню теней и силуэтов «День карусельной лошадки» (конкурс макетов парка развлечений и каруселей из бросового материала) Просмотр мультфильма |
29.06 Станция Спортивная (утренняя разминка, отрядные дела) Конкурс «Самоделкин», посвященный Дню изобретателя и рационализатора Спортивные соревнования «Баба-Яга за...», посвященные Дню рождения Бабы-Яги Дискотека |
30.06 Станция Спортивная (утренняя разминка, отрядные дела) «Создай свою галактику» - конкурс космических объектов (Международный День астероида) «Мисс и Мистер Ольгинка» - конкурс костюмов (День Прикида Просмотр фильма |
01.07 Станция Спортивная (утренняя разминка, отрядные дела) Викторина «Россия — Родина моя!», приуроченная Дню Ветерана Боевых действий Фотоконкурс пляжных скульптур «Книга рекордов лагеря» Дискотека |
02.07 Станция Спортивная (утренняя разминка, отрядные дела) Игра-челлендж по станциям «Международный день спортивного журналиста» Игровое мероприятие «Путешествие к неизвестной планете», посвященное Всемирному Дню НЛО и уфолога Просмотр кинофильма, мультфильма |
03.07 Станция Спортивная (утренняя разминка, отрядные дела) Конкурс рисунков, приуроченный Дню отказа от полиэтиленовых пакетов (мастер-классы) Флешмоб «По Зеленой», приуроченный Дню ГИБДД МВД (День ГАИ) Дискотека |
04.07 Станция Спортивная (утренняя разминка, отрядные дела) Литературная викторина «В гостях у сказки» Футбол (соревнование между отрядами) Просмотр кинофильма, мультфильма |
05.07 Станция Спортивная (утренняя разминка, отрядные дела) Спортивные игры, посвященные Летнему дню Здоровья (игры на открытом воздухе) «Театр на кухне» -театрализованные постановки на тему «Один день из жизни трудоголика» Дискотека |
06.07 Станция Спортивная (утренняя разминка, отрядные дела) Спортивная эстафета «Скиппинг», приуроченная дню скакалки Игра-челлендж по станциям «Юный блогер» Просмотр кинофильма, мультфильма |
07.07 Станция Спортивная (утренняя разминка, отрядные дела) Развлекательный квест «Пираты Черного моря», посвященный Дню морского и речного флота Смотр художественной самодеятельности: «Иван Купала» (обливания) Дискотека |
08.07 Станция Спортивная (утренняя разминка, отрядные дела) Мероприятие, посвященное Дню Семьи, Любви и Верности Спортивные эстафеты «Наша дружная семья!» Просмотр фильма |
09.07 Станция Спортивная (утренняя разминка, отрядные дела) Конкурс рисунков в технике Граттаж Квест-игра «В поисках сахарного печенья» Дискотека |
10.07 Станция Спортивная (утренняя разминка, отрядные дела) День Нептуна Викторина по ПДД и правилам поведения на воде Просмотр фильма, дискотека |
11.07 Станция Спортивная (утренняя разминка, отрядные дела) Подготовка к закрытию смены (лучшие номера) Закрытие лагерной смены Караоке туристических песен Дискотека |
12.07 Акция «Уберем планету...»
Фото на память Прощание с лагерем, отъезд детей |
|
|
|
Список литературы
Список литературы для педагогов
1. Конвенция ООН «О правах ребенка».
2. Закон РФ «Об Образовании» от 29.декабря 2012 №273-ФЗ.
3. Байбородова, В.В., Рожкова, М.И. «Воспитательная работа в детском загородном лагере». / Ярославль. Академия развития, 2003 год.
4. Балашова, Т.Д. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря «Начинающий конструктор». / Т.Д. Балашова. – М: МГПО, 2000.- 112 с.
5. Гончарова, Е.И., Савченко, Е.В. Школьный летний лагерь. Москва «ВАКО» 2004 год.
6. Григоренко, Ю.Н., Кострецова, У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе . Сам себе мастер.– М.: Педагогическое общество России, 2002.
7. Григоренко, Ю.Н., Кострецова, У.Ю. Кипарис. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе: для учителей, воспитателей и педагогов - организаторов внеклассной работы / Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова.- М: Педагогическое общество России, 2004. - 224 с.
8. «Как организовать детский праздник. 1000 идей для ваших детей», М.,Центрополиграф, 2006 г.
9. Гузенко, А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
10. Елжова, Н.В. Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах [Текст] /Н.В. Елжова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 224 с.
11. Козлова, Ю.В., Ярошенко, В.В., Клуб изобретателей: Пособие для воспитателя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого).
12. Копилка вожатого: проблемы эффективного взаимодействия с детьми/авт.-сост. А.П. Красичкова, Д.Н. Зимин. – Волгоград: Учитель, 2007.
13. Куликов, В.М., Ротштейн, Л.М., Школа оригами: Учеб.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп.образование детей).
14. Нещерет, Л.Г. «Летний отдых: идеи мастерства. Квиллинг.». Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. - Н.Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.- 96 с.
15. Нещерет, Л.Г. Хочу изобретать. Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
16. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей технической направленности. / авт.-сост. А.А.Маслов. –Волгоград: Учитель, 2007.
17. Слуцкая, Н.Б. Нескучные каникулы: методические рекомендации, сценарии, мастер-классы «Работа с бумагой». / Н.Б. Слуцкая . - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 352 с.
18. Сысоева, М.С. Организация летнего отдыха детей. Первые шаги в проектировании./ М.С. Сысоева. - М: ВЛАДОС, 1999. - 83 с.
Список литературы для детей и родителей
- Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник. А.Т. Смирнов. М. 2008.
- Развитие игровой деятельности, Н.Ф. Губанова, Москва, 2009 г.
- Белов, А. П. Маленький самоделкин./ М: 2005.
- Козак, О.Н. «Логические игры и их значение», М: 2009.
- Линеев, И. В. Юный конструктор. Первые работы./ М: 1999.
- Колпакова, А.А. Твори и изобретай. Пособие для педагогов ДО. М., 1985.
- Соколова, Л.А. Необыкновенные праздники дома, в школе и во дворе для детей от 2 до 14 лет / Л.А. Соколова. – Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2007.- 165 с.
- Ривкин, Е. Ю., Организация изобретательской работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – (Метод.биб-ка).
- Театрализованные мероприятия для начальной школы: линейки, праздники вечера, сказки, игры /Сост. М.С.Умнова.-М.: Глобус; Волгоград: Панорама,2008.-253 с.- ( Воспитательная работа).
- Лобачева, С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Москва: ВАКО, 2007 г.
- Кувватов, С. А. Активный отдых на свежем воздухе./ С. А. Кувватов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 311 с.
- Елжова, Н.В. Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах /Н. В. Елжова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 224 с.
- Горбунова, Н.А. «Школьный лагерь» Волгоград. Издательство «Учитель – АСТ», 2003.
- Олканова, Е. Л. «Поделки из бумаги» М. Просвещение 1989.
- Панипа, А. А. «НТМ для самых маленьких»/ Нижний Новгород. 2001.
- Риппель, С. Д. «Секреты работы в манере квиллинга» М., 1997.
- Ткачева, Ю. В. «Искусство оригами»: Книга-сервис, 1997.
- Энциклопедия детских праздников. – М.:ПИЛИГРИМ,2007.
- Тютева, И. В. «Твори. Изобретай. Создавай.» Краснодар 2005 г.
- Самые весёлые сценарии для детских праздников.-М.:Эксмо, 2009.
Список интернет ресурсов
1. http://www.metodkabinet.eu/.
2. http://www.fansmarket.spb.ru/.
3. http://www.uroki.net/doc.htm-/.
6. http://festival.1september.ru/.
11. http://www.uroki.net.
12. http://www.1september.ru/.
13. http://www.moyashkola.net/.
14. http://remhodch.blogspot.com/.
15. http://deti.spb.ru/books/.
16. http://www.oblmuseums.spb.ru/.
19. http://blokada42.narod.ru/plakat/.
22. Сценарий. RU.